Выпускнику

Выпускные и централизованные экзамены (главы 5-9)

Главы 5-9

ГЛАВА 5

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ДОПУСКА УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА II И III СТУПЕНЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

37. К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные отметки по итогам учебного года по всем учебным предметам (модулям), экстерны, иные учащиеся, указанные в части второй настоящего пункта.

К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованные не более чем по двум учебным предметам (модулям) по итогам учебного года, за исключением тех учащихся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по итогам учебного года по учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены.

Учащиеся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования получили неудовлетворительную отметку не более чем по двум учебным предметам (модулям), учащиеся, которые не явились на выпускные экзамены, сдают выпускные экзамены по этим учебным предметам (модулям) в иные сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.

Учащиеся, которые не явились на выпускной экзамен по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в иные сроки и (или) при сдаче в иные сроки выпускного экзамена получили неудовлетворительную отметку, остаются на повторный год обучения.

38. К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные отметки по итогам учебного года по всем учебным предметам (модулям), экстерны, иные учащиеся, указанные в части второй настоящего пункта.

(в ред. постановления Минобразования от 30.12.2022 N 509)

К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованные не более чем по двум учебным предметам (модулям) по итогам учебного года, за исключением тех учащихся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по учебным предметам (модулям) по итогам учебного года, по которым проводятся выпускные экзамены.

(в ред. постановления Минобразования от 30.12.2022 N 509)

Учащиеся, не явившиеся на выпускной экзамен или получившие на выпускном экзамене по одному учебному предмету (модулю) неудовлетворительную отметку, могут сдать выпускной экзамен по этому учебному предмету (модулю) в сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.

К централизованному экзамену допускаются учащиеся, имеющие положительную отметку по итогам учебного года по учебному предмету, по которому проводится централизованный экзамен, экстерны.

(часть четвертая п. 38 введена постановлением Минобразования от 30.12.2022 N 509)

Учащиеся, не явившиеся по уважительной причине на централизованный экзамен, могут быть допущены к централизованному экзамену в резервный день или иной срок в порядке, установленном Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением, утвердившим настоящие Правила.

39. Учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по итогам учебного года не более чем по двум учебным предметам (модулям) или не аттестованы не более чем по двум учебным предметам (модулям), за исключением учебных предметов (модулей), по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены, допускаются к аттестации по итогам учебного года по этим учебным предметам (модулям) в сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.

ГЛАВА 6

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОТ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ, ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ЭКЗАМЕНОВ

40. По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования от выпускных экзаменов при условии наличия положительных отметок по итогам учебного года освобождаются:

40.1. на основании приказа Министра образования и приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, — учащиеся, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;

40.2. на основании приказа Министра образования — учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;

40.3. на основании приказа руководителя отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа:

учащиеся, имеющие заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, определенный в порядке, предусмотренном частью первой пункта 5 статьи 161 Кодекса Республики Беларусь об образовании;

учащиеся-женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;

учащиеся, находящиеся в соответствии с законодательством в самоизоляции на даты проведения выпускных экзаменов;

учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы базового образования на дому;

(абзац введен постановлением Минобразования от 30.12.2022 N 509)

40.4. на основании приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, и приказов руководителей учреждений образования, подчиненных Министерству образования, — кандидаты и участники официальных международных спортивных соревнований в случае совпадения сроков подготовки к соревнованиям и проведения соревнований со сроками проведения выпускных экзаменов.

41. По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования от выпускного экзамена по соответствующему учебному предмету освобождаются:

41.1. на основании приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, — учащиеся, являющиеся победителями третьего этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;

41.2. на основании приказа Министра образования и приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, — учащиеся, являющиеся победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;

41.3. на основании приказа Министра образования — учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебному предмету.

42. По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов освобождаются:

(в ред. постановления Минобразования от 30.12.2022 N 509)

42.1. на основании приказа Министра образования и приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, — учащиеся, являющиеся победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;

42.2. на основании приказа Министра образования — учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;

42.3. на основании приказа руководителя отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа — учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы среднего образования на дому.

(пп. 42.3 введен постановлением Минобразования от 30.12.2022 N 509)

43. По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования от выпускного экзамена, централизованного экзамена по соответствующему учебному предмету освобождаются:

43.1. на основании приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, — учащиеся, являющиеся победителями третьего этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;

43.2. на основании приказа Министра образования — учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся победителями третьего этапа республиканской олимпиады по учебному предмету.

44. Для освобождения от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов:

(в ред. постановления Минобразования от 30.12.2022 N 509)

учащиеся (законный представитель несовершеннолетнего учащегося), указанные в абзацах втором и пятом подпункта 40.3 пункта 40 настоящих Правил, за исключением учащихся, имеющих инфекцию, вызванную коронавирусом COVID-19, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руководителю учреждения образования (уполномоченному им лицу) заявление, заключение врачебно-консультационной комиссии;

(в ред. постановления Минобразования от 30.12.2022 N 509)

учащиеся (законный представитель несовершеннолетнего учащегося), указанные в абзаце третьем подпункта 40.3 пункта 40 настоящих Правил, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руководителю учреждения образования (уполномоченному им лицу) заявление, копию свидетельства о рождении ребенка;

Министерство спорта и туризма не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов представляет в Министерство образования списки учащихся, указанных в подпункте 40.4 пункта 40 настоящих Правил;

городские, районные, зональные и районные в городах центры гигиены и эпидемиологии представляют в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа списки учащихся, имеющих инфекцию, вызванную коронавирусом COVID-19, и иных учащихся, находящихся в самоизоляции, на даты проведения выпускных экзаменов;

учащиеся (законные представители несовершеннолетних учащихся), указанные в подпункте 42.3 пункта 42 настоящих Правил, не позднее чем за 5 дней до завершения регистрации на централизованный экзамен подают руководителю учреждения образования (уполномоченному им лицу) заявление, заключение врачебно-консультационной комиссии;

(абзац введен постановлением Минобразования от 30.12.2022 N 509)

учащиеся (законные представители несовершеннолетних учащихся), указанные в подпунктах 42.1 и 42.2 пункта 42, пункте 43 настоящих Правил, не позднее чем за 5 дней до завершения регистрации на централизованный экзамен подают заявление руководителю учреждения образования (уполномоченному им лицу).

(абзац введен постановлением Минобразования от 30.12.2022 N 509)

Учреждения образования представляют в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования копии решения педагогического совета учреждения образования о представлении к освобождению учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов, а также копии документов, указанных в абзацах втором, третьем и шестом части первой настоящего пункта.

(в ред. постановления Минобразования от 30.12.2022 N 509)

Отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа в течение двух дней со дня представления городскими, районными, зональными и районными в городах центрами гигиены и эпидемиологии списков учащихся, указанных в абзаце пятом части первой настоящего пункта, и учреждением образования документов, указанных в части второй настоящего пункта, принимает решение об освобождении учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов и доводит до сведения учреждений образования в течение двух дней.

(в ред. постановления Минобразования от 30.12.2022 N 509)

45. Учащимся, указанным в подпунктах 40.3, 40.4 пункта 40, подпункте 42.3 пункта 42 настоящих Правил, в качестве итоговых отметок выставляются годовые отметки.

(в ред. постановления Минобразования от 30.12.2022 N 509)

Учащимся, указанным в пунктах 41, 43 настоящих Правил, в качестве итоговой отметки по соответствующему учебному предмету выставляется отметка 10 (десять) баллов.

Учащимся, указанным в подпунктах 40.1, 40.2 пункта 40, подпунктах 42.1 и 42.2 пункта 42 настоящих Правил, в качестве итоговых отметок:

(в ред. постановления Минобразования от 30.12.2022 N 509)

по учебному предмету, по которому они стали победителями заключительного этапа республиканской олимпиады, выставляется отметка 10 (десять) баллов;

по иным учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены, выставляются годовые отметки.

(в ред. постановления Минобразования от 30.12.2022 N 509)

ГЛАВА 7

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ, ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ЭКЗАМЕНОВ

46. На основании сроков проведения выпускных экзаменов, установленных Министерством образования в соответствии с частью второй пункта 4 статьи 161 Кодекса Республики Беларусь об образовании, учреждение образования определяет даты проведения каждого выпускного экзамена по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования в расписании выпускных экзаменов.

Расписание выпускных экзаменов утверждается руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом) и доводится до сведения участников образовательного процесса не позднее чем за десять дней до начала выпускных экзаменов.

При составлении расписания выпускных экзаменов необходимо учитывать:

не менее двух дат в случае необходимости проведения выпускного экзамена в письменной форме по соответствующему учебному предмету;

проведение не более одного выпускного экзамена в день в каждом классе;

обеспечение продолжительности перерыва между выпускными экзаменами не менее одного дня.

47. Выпускные экзамены проводятся по текстам, содержащимся в сборниках экзаменационных материалов по соответствующим учебным предметам, разрабатываемым Министерством образования, и билетам, разрабатываемым Министерством образования.

Тексты, билеты для проведения выпускных экзаменов разрабатываются Министерством образования на основании требований образовательного стандарта базового образования, образовательного стандарта среднего образования к результатам освоения содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования.

Практические задания, которые предусматриваются билетами, разрабатываются учителями учреждения образования и утверждаются его руководителем (уполномоченным им лицом) не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов. Практические задания хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования (уполномоченного им лица).

48. Составы экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов, централизованных экзаменов утверждаются руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом) не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов.

В состав экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования входит председатель комиссии (руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) и два члена комиссии, в том числе учитель, преподающий учебный предмет (модуль), по которому проводится выпускной экзамен.

В состав экзаменационных комиссий для проведения выпускных экзаменов, централизованных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования входит председатель комиссии (руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) и три члена комиссии, в том числе учитель, преподающий учебный предмет (модуль), по которому проводится выпускной экзамен, централизованный экзамен.

Председателем экзаменационной комиссии не может быть учитель, преподававший в данном классе учебный предмет (модуль), по которому проводится выпускной экзамен, централизованный экзамен.

49. Выпускные экзамены по учебным предметам (модулям), которые проводятся в письменной форме, начинаются с 9.00.

Продолжительность выпускных экзаменов по учебным предметам (модулям), которые проводятся в письменной форме, устанавливается с учетом специфики учебного предмета, структурных элементов экзаменационной работы.

Учащиеся, выполнившие экзаменационную работу, сдают ее экзаменационной комиссии вместе с черновиком. Учащиеся, которые не выполнили экзаменационную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.

Экзаменационные работы учащихся по завершении выпускных экзаменов, которые проводились в письменной форме, хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования (уполномоченного им лица) и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям. Проверка экзаменационных работ учащихся осуществляется в учреждении образования.

50. На выпускные экзамены, которые проводятся в письменной форме, учащимся не разрешается приносить тетради, учебные пособия, учебники, учебные и справочные материалы.

На выпускных экзаменах, которые проводятся в устной форме, или в сочетании устной и практической форм, или в практической форме, учащиеся могут пользоваться картами, схемами, репродукциями, фонозаписями, аудиовизуальными средствами, музыкальными инструментами, учебно-лабораторным оборудованием.

51. Для подготовки к ответу на выпускном экзамене, который проводится в устной форме или в сочетании устной и практической форм, учащемуся отводится не более 30 минут.

Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по структурным элементам билета, не прерывая его ответа. В случае неполного ответа на структурные элементы билета учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.

В случае, если учащийся не ответил по билету, то экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол итогового испытания вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.

52. Экзаменационные комиссии учреждений образования вносят отметки, полученные учащимися по результатам сдачи выпускных экзаменов, централизованных экзаменов, в протокол выпускного экзамена по форме согласно приложению 26, протокол централизованного экзамена по форме согласно приложению 27.

Протокол выпускного экзамена, централизованного экзамена подписывается членами экзаменационной комиссии по соответствующему учебному предмету.

В случае разногласий между членами экзаменационной комиссии при оценке результатов сдачи учащимся выпускного экзамена вопрос решается большинством голосов с записью в протоколе выпускного экзамена мнения каждого члена экзаменационной комиссии, который не согласен с выставленной отметкой.

Окончательное решение по спорным вопросам принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования.

Отметки, полученные учащимися на выпускном экзамене, который проводится в устной, или в сочетании устной и практической форм, или в практической форме, объявляются учащимся по завершении выпускного экзамена, а в письменной форме — не позднее чем за один день до проведения следующего выпускного экзамена.

53. По учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме отметки, полученной на выпускном экзамене, централизованном экзамене, также итоговую отметку.

Итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое отметки по итогам учебного года и отметки (отметок), полученной (полученных) на выпускном экзамене, централизованном экзамене.

Положительная итоговая отметка не может быть выставлена при получении на выпускном экзамене неудовлетворительной отметки.

54. Пересмотру не подлежат отметки, полученные на выпускных экзаменах, централизованных экзаменах, итоговые отметки, а также отметки по итогам года по учебным предметам (модулям) по итогам их изучения в предыдущих классах, которые вносятся в документ об образовании (свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) или в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью).

55. Учащиеся гимназии — колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования наряду с выпускными экзаменами сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.

Учащиеся гимназии — колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования наряду с выпускными экзаменами, централизованными экзаменами сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.

Даты проведения выпускных экзаменов по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, устанавливает руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) по согласованию со структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования.

56. Учащиеся учреждений образования (классов) с русским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали содержание учебного предмета «Белорусский язык» на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов, выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись «не изучал(а)».

В случае, если учащиеся самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Белорусский язык», то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется отметка, полученная на выпускном экзамене.

57. Учащиеся учреждений образования (классов) с белорусским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали содержание учебного предмета «Русский язык» на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов, выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись «не изучал(а)».

Если учащиеся самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Русский язык», то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется отметка, полученная на выпускном экзамене.

58. Учащиеся учреждений образования (классов) с русским языком обучения и воспитания, учащиеся учреждений образования (классов) с белорусским языком обучения и воспитания, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали содержание учебного предмета «История Беларуси» на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов, выпускной экзамен по этому учебному предмету не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись «не изучал(а)».

Если учащиеся самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «История Беларуси», то они имеют право сдавать выпускной экзамен по этому учебному предмету. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету выставляется отметка, полученная на выпускном экзамене. Отметка, полученная на выпускном экзамене, за речевое оформление устного ответа этим учащимся не снижается.

59. Учащиеся, зачисленные для продолжения обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в учреждения образования (классы) с русским языком обучения и воспитания и не изучавшие на протяжении двух или менее лет содержание учебного предмета «Белорусский язык», не аттестуются по этому учебному предмету.

В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись «не изучал(а)».

Учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, сдают централизованный экзамен по учебному предмету «Русский язык».

В случае, если учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, при завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Белорусский язык», они имеют право сдавать централизованный экзамен по учебному предмету «Белорусский язык» или по учебному предмету «Русский язык».

60. Учащиеся, зачисленные для продолжения обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в учреждения образования (классы) с белорусским языком обучения и воспитания и не изучавшие на протяжении двух или менее лет содержание учебного предмета «Русский язык», не аттестуются по этому учебному предмету.

В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись «не изучал(а)».

Учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, сдают централизованный экзамен по учебному предмету «Белорусский язык».

В случае, если учащиеся, указанные в части первой настоящего пункта, при завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью учителя усвоили содержание учебного предмета «Русский язык», они имеют право сдавать централизованный экзамен по учебному предмету «Белорусский язык» или по учебному предмету «Русский язык».

61. Учащиеся, содержащиеся под стражей в следственном изоляторе, под стражей в исправительном учреждении и осваивающие содержание образовательной программы среднего образования, учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы среднего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, в государственных учреждениях образования (филиалах государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования могут проходить в виде выпускного экзамена или централизованного экзамена.

Экстерны, содержащиеся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел, итоговые испытания по завершении и воспитании на III ступени общего среднего образования проходят в виде выпускного экзамена.

(часть вторая п. 61 введена постановлением Минобразования от 30.12.2022 N 509)

Для выпускных экзаменов, которые проводятся в письменной форме, контрольно-измерительные материалы разрабатываются структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, на основании заявок отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов.

Даты проведения выпускных экзаменов устанавливает руководитель учреждения образования (уполномоченное им лицо) по согласованию со структурным подразделением областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования.

62. В отдельных случаях (лечение, переезд на новое место жительства, иные уважительные причины, подтвержденные документально) сроки проведения выпускных экзаменов на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) могут быть изменены учреждением образования по согласованию со структурным подразделением областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования, но не ранее 15 мая и не позднее 10 июля.

На основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и по ходатайству Министерства спорта и туризма, направленному в учреждение образования, сроки проведения выпускных экзаменов могут быть изменены учреждением образования по согласованию со структурным подразделением областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования, но не ранее 15 мая и не позднее 10 июля для учащихся, которые принимают участие в официальных международных спортивных соревнованиях, в случае совпадения сроков подготовки к международным спортивным соревнованиям и проведения международных спортивных соревнований со сроками проведения выпускных экзаменов.

При этом для выпускных экзаменов, которые проводятся в письменной форме, контрольно-измерительные материалы разрабатываются структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, на основании заявок отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов.

63. Учащиеся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и выздоровели до их завершения, сдают до 10 июля текущего учебного года выпускные экзамены по тем учебным предметам, по которым они не сдали выпускной экзамен в основной срок. В случае продолжения заболевания они могут сдавать выпускные экзамены в иные сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.

ГЛАВА 8

ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ УЧЕБНОГО ГОДА, ВЫПУСКНЫХ И ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ЭКЗАМЕНОВ В ИНЫЕ СРОКИ

64. В августе текущего учебного года по расписанию, утвержденному руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом), проводятся:

аттестация по итогам учебного года учащихся, получивших учебные задания на лето;

выпускные экзамены для учащихся, которые по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования имеют неудовлетворительные годовые отметки или не аттестованы по двум учебным предметам;

выпускные экзамены для учащихся, которые по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования не явились на выпускные экзамены;

повторно выпускные экзамены для учащихся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования в сроки, установленные в соответствии с частью второй пункта 3 статьи 161 Кодекса Республики Беларусь об образовании, получили неудовлетворительные отметки не более чем по двум учебным предметам (модулям);

выпускные экзамены для учащихся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и продолжали болеть после их проведения, за исключением учащихся, заболевших в период проведения выпускных экзаменов и имеющих заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, определенный в порядке, предусмотренном частью первой пункта 5 статьи 161 Кодекса Республики Беларусь об образовании;

выпускные экзамены для учащихся, которые проживают или получают образование в зоне радиоактивного загрязнения и выезжали в организованном порядке на оздоровление в санаторно-курортные и оздоровительные организации в сроки, установленные для проведения выпускных экзаменов.

Контрольно-измерительные материалы для выпускных экзаменов по учебным предметам (модулям), которые проводятся в августе текущего учебного года в письменной форме, составляются структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, на основании текстов, содержащихся в сборниках экзаменационных материалов по соответствующим учебным предметам, разработанных Министерством образования.

65. После завершения централизованных экзаменов в основной срок проводятся централизованные экзамены в резервные дни.

(в ред. постановления Минобразования от 15.11.2023 N 348)

Централизованные экзамены в резервные дни сдают:

учащиеся, проживающие или получающие образование в зоне радиоактивного загрязнения и выезжающие в организованном порядке на оздоровление в санаторно-курортные и оздоровительные организации в сроки, установленные для проведения централизованных экзаменов;

учащиеся, которые заболели в основной срок проведения централизованных экзаменов;

учащиеся, которые не явились на централизованный экзамен в основной срок по уважительным причинам;

лица, которые подали документы для прохождения аттестации в порядке экстерната в установленные сроки, но после завершения регистрации участников централизованного экзамена в системе регистрации в основной срок;

(абзац введен постановлением Минобразования от 15.11.2023 N 348)

лица, которые не подали документы для прохождения аттестации в порядке экстерната в установленные сроки по уважительным причинам.

(абзац введен постановлением Минобразования от 15.11.2023 N 348)

66. Исключен.

(п. 66 исключен. — Постановление Минобразования от 15.11.2023 N 348)

67. В иные сроки в августе централизованные экзамены сдают:

учащиеся, которые не явились на централизованные экзамены в основной срок и (или) резервные дни по уважительным причинам;

(в ред. постановления Минобразования от 15.11.2023 N 348)

учащиеся, которые были удалены с централизованного экзамена в основной срок, резервные дни;

(в ред. постановления Минобразования от 15.11.2023 N 348)

учащиеся, бланки ответов которых на централизованном экзамене на основании решения комиссии учреждения образования «Республиканский институт контроля знаний» не подлежали обработке;

лица, которые не подали документы для прохождения аттестации в порядке экстерната в установленные сроки по уважительным причинам.

ГЛАВА 9

ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ. ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБУЧЕНИИ. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБУЧЕНИИ

68. Документами государственного образца, подтверждающими освоение учащимися содержания образовательной программы базового образования, являются свидетельство об общем базовом образовании, свидетельство об общем базовом образовании с отличием.

Документами государственного образца, подтверждающими освоение учащимися содержания образовательной программы среднего образования, являются аттестат об общем среднем образовании, аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью.

Документы об образовании, указанные в частях первой, второй настоящего пункта, выдаются учреждениями образования учащимся, которые освоили содержание образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования, в том числе успешно прошли аттестацию.

69. Свидетельство об общем базовом образовании с отличием выдается учащимся, имеющим за два последних года обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (модулям) (кроме учебного предмета «Физическая культура и здоровье», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов или «зачтено», учебного предмета «Трудовое обучение», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов, учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», по которому им выставлена отметка «зачтено»), и примерное поведение, а также итоговые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения на II ступени общего среднего образования.

Освобождение учащихся от изучения отдельного учебного предмета не является препятствием для выдачи свидетельства об общем базовом образовании с отличием при выполнении ими требований, предусмотренных частью первой настоящего пункта.

70. Аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой медалью выдается учащимся, имеющим свидетельство об общем базовом образовании с отличием и за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (модулям) (кроме учебного предмета «Физическая культура и здоровье», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов или «зачтено», учебных предметов «Допризывная и медицинская подготовка», «Трудовое обучение», по которым им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов) и примерное поведение, а также итоговые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные, централизованные экзамены за период обучения на III ступени общего среднего образования.

(в ред. постановлений Минобразования от 30.12.2022 N 509, от 15.11.2023 N 348)

Аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением серебряной медалью выдается учащимся, имеющим свидетельство об общем базовом образовании с отличием и за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (модулям) (кроме учебного предмета «Физическая культура и здоровье», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов или «зачтено», учебных предметов «Допризывная и медицинская подготовка», «Трудовое обучение» и других (одного или двух) учебных предметов (модулей), по которым им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов) и примерное поведение, а также итоговые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по учебным предметам (модулям) и отметки не ниже 6 (шести) баллов по тем же учебным предметам (модулям), по которым им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов и по которым проводятся выпускные, централизованные экзамены за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.

(в ред. постановления Минобразования от 30.12.2022 N 509)

Освобождение учащихся от изучения отдельного учебного предмета не является препятствием для выдачи аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью при выполнении ими соответственно требований, предусмотренных частями первой, второй настоящего пункта.

71. При выдаче аттестата об общем среднем образовании учащиеся, имеющие за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования примерное поведение и по одному или двум учебным предметам годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов, а по иным учебным предметам годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов или «зачтено», могут награждаться похвальными листами. Решение о награждении учащегося похвальным листом принимается руководителем учреждения образования.

72. Золотые и серебряные медали, похвальные листы вручаются учащимся одновременно с аттестатами об общем среднем образовании особого образца.

Оценка поведения учащихся (глава 10)

ГЛАВА 10

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

73. При проведении промежуточной аттестации, аттестации по итогам учебного года осуществляется оценка поведения учащихся, которая выражается следующими характеристиками: «примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное».

Оценка поведения учащихся осуществляется в соответствии с критериями поведения учащихся согласно приложению 28.

Оценка поведения учащихся представляет собой результат воспитания, способ регулирования и стимулирования форм поведения учащихся, их саморазвития и самовоспитания, показатель эффективности идеологической и воспитательной работы в учреждении образования.

Поведение учащихся I — XI классов оценивается педагогическим работником, выполняющим функции классного руководителя.

74. Оценка поведения «примерное» выставляется учащимся, которые в полной мере выполняют основные требования, установленные учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждения образования, критериями оценки поведения учащихся согласно приложению 28.

Оценка поведения «удовлетворительное» выставляется учащимся, которые не в полной мере выполняют основные требования, установленные учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждения образования, критериями оценки поведения учащихся согласно приложению 28.

Оценка поведения «неудовлетворительное» выставляется учащимся, которые систематически не выполняют основные требования, установленные учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждения образования, критериями оценки поведения учащихся согласно приложению 28.

Оценка поведения «неудовлетворительное» может быть выставлена за совершение учащимся правонарушений.

Юношам выпускникам! Информация для призывников


В помощь выпускнику




Указатель профессий, 

по которым проводится прием для подготовки квалифицированных кадров  в учреждениях образования Республики Беларусь, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования

Открыть…



В целях совершенствования системы довузовской подготовки и ранней профессиональной ориентации, на протяжении последних лет установилось тесное сотрудничество между отделом профориентационной работы ИИФОиМО БНТУ и учреждениями образования.

Основная цель сотрудничества — оказание помощи учащимся 8-11 классов в выявлении профессиональных склонностей, интересов и личностных особенностей, а также наметить пути будущего профессионального выбора, варианты дополнительного развития, выбрать профиль обучения в школе.

В результате консультирования учащиеся узнают:

•Какая профессия им больше всего подходит с,учетом способностей, интересов и личностных особенностей, так как результаты тестирования включают: графический шкальный профиль, перечень наиболее подходящих учащемуся профессий, развернутые текстовые интерпретации результатов.

Получив данную информацию учащиеся смогут:

•Правильно и осознанно выбрать профессиональную сферу.

•Определить подходящий профиль обучения в старшей школе.

 СТОИМОСТЬ услуги — 6 руб., тел. для справок — (8 017) 292 83 16. 

 г. Минск, пр. Независимости, 65, учебный корпус №3 БНТУ, каб. 304


Абитуриенту – как стать спасателем?

Для нынешних старшеклассников остаётся совсем мало времени для того, чтобы определиться с выбором будущего пути. О том, где можно получить профессию, связанную с обеспечением безопасности и спасением людей, рассказали в Витебском городском отделе по ЧС.

Тех, кто решил связать жизнь с профессией спасателя, приглашает Университет гражданской защиты (УГЗ) Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в Минске.

Университет осуществляет подготовку по специальности «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» (только юноши) и по специальности «Пожарная и промышленная безопасность» (юноши и девушки). Срок обучения 4 года. Для поступления необходимы сертификаты ЦТ по математике, физике, русскому (белорусскому) языку. Срок обучения на дневной форме обучения – 4 года. До поступления все кандидаты в обязательном порядке проходят профессиональный отбор, который в себя включает: проведение специальных проверок, изучение моральных и деловых качеств, медицинское освидетельствование  военно-врачебной комиссией, определение уровня физической подготовленности кандидатов.

Преимущество обучения в УГЗ МЧС в том, что все курсанты обеспечиваются местами для проживания, питанием, форменным обмундированием, государственным страхованием и медицинским обслуживанием, а также денежным довольствием (в среднем размере около 300 рублей ежемесячно). Во время учебы курсанты имеют возможность обучиться практическому вождению и получить водительское удостоверение категории «В». Выпускнику присваивается офицерское звание «лейтенант внутренней службы» и гарантировано предоставляется трудоустройство. Распределяются выпускники в большинстве случаев по месту жительства или в ближайшие к нему подразделения.

Абитуриенты, не прошедшие по конкурсу за счет средств бюджета, могут принять участие в конкурсе на дневную форму обучения на условиях оплаты.

Для тех, кто не поступил в УГЗ, хорошим выбором будет поступление в Полоцкий государственный химико-технологический колледж на специальность «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», со сроком обучения на дневном отделении на бюджетной основе – 2 года и 7 месяцев. В колледж принимаются юноши от 17 до 25 лет, имеющие аттестат об общем среднем образовании. Всем нуждающимся предоставляется общежитие.

Выпускники колледжа получают рабочую профессию «спасатель-пожарный» и трудоустраиваются в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям на должности рядового и младшего начальствующего состава. По окончанию колледжа выпускники имеют право поступать в УГЗ на сокращенную заочную форму обучения (срок обучения 3 года).

Для формирования учебного дела на поступление Вам необходимо обратиться в районный (городской) отдел по чрезвычайным ситуациям по месту жительства (адрес: г.Витебск, ул.Жесткова, 13), где Вам ответят на все интересующие вопросы.


Абитуриенту – как стать спасателем?

Для нынешних старшеклассников остаётся совсем мало времени для того, чтобы определиться с выбором будущего пути. О том, где можно получить профессию, связанную с обеспечением безопасности и спасением людей, рассказали в Витебском городском отделе по ЧС.

Тех, кто решил связать жизнь с профессией спасателя, приглашает Университет гражданской защиты (УГЗ) Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в Минске.

Университет осуществляет подготовку по специальности «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» (только юноши) и по специальности «Пожарная и промышленная безопасность» (юноши и девушки). Срок обучения 4 года. Для поступления необходимы сертификаты ЦТ по математике, физике, русскому (белорусскому) языку. Срок обучения на дневной форме обучения – 4 года. До поступления все кандидаты в обязательном порядке проходят профессиональный отбор, который в себя включает: проведение специальных проверок, изучение моральных и деловых качеств, медицинское освидетельствование  военно-врачебной комиссией, определение уровня физической подготовленности кандидатов.

Преимущество обучения в УГЗ МЧС в том, что все курсанты обеспечиваются местами для проживания, питанием, форменным обмундированием, государственным страхованием и медицинским обслуживанием, а также денежным довольствием (в среднем размере около 300 рублей ежемесячно). Во время учебы курсанты имеют возможность обучиться практическому вождению и получить водительское удостоверение категории «В». Выпускнику присваивается офицерское звание «лейтенант внутренней службы» и гарантировано предоставляется трудоустройство. Распределяются выпускники в большинстве случаев по месту жительства или в ближайшие к нему подразделения.

Абитуриенты, не прошедшие по конкурсу за счет средств бюджета, могут принять участие в конкурсе на дневную форму обучения на условиях оплаты.

Для тех, кто не поступил в УГЗ, хорошим выбором будет поступление в Полоцкий государственный химико-технологический колледж на специальность «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», со сроком обучения на дневном отделении на бюджетной основе – 2 года и 7 месяцев. В колледж принимаются юноши от 17 до 25 лет, имеющие аттестат об общем среднем образовании. Всем нуждающимся предоставляется общежитие.

Выпускники колледжа получают рабочую профессию «спасатель-пожарный» и трудоустраиваются в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям на должности рядового и младшего начальствующего состава. По окончанию колледжа выпускники имеют право поступать в УГЗ на сокращенную заочную форму обучения (срок обучения 3 года).

Для формирования учебного дела на поступление Вам необходимо обратиться в районный (городской) отдел по чрезвычайным ситуациям по месту жительства (адрес: г.Витебск, ул.Жесткова, 13), где Вам ответят на все интересующие вопросы.


Боле подробная информация об университете на сайте www.bsut.by

По данной ссылке учащийся может заполнить анкету абитуриента, после чего с ним свяжется специалист приемной комиссии университета и квалифицированно ответит на все интересующие вопросы. https://www.bsut.by/applicants/podgotovitelnye-kursy-k-tst/pdp/pdp-pr/survey
 Ждем всех желающих ближе познакомиться с нашим университетом транспорта!

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь (текст доступен по ссылке)


Выпускники Индустриально-педагогического колледжа УО ”Витебский государственный технологический университет“ могут продолжить свое образования в УО ”Витебский государственный технологический университет“ и УО ”Могилевский государственный университет продовольствия“ с сокращенным сроком получения образования.

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

С 2020 года в Белорусском государственном технологическом университете  осуществляется набор и подготовка специалистов по двум новым специальностям:

1-46 01 01 «Лесная инженерия и логистическая инфраструктура лесного комплекса» с введением двух направлений: 1-46 01 01-01 «Лесная инженерия и логистическая инфраструктура лесного комплекса (технология лесопромышленного производства)» и 1-46 01 01-02 «Лесная инженерия и логистическая инфраструктура лесного комплекса (логистические системы и инфраструктура лесного комплекса)».

Срок обучения – 4 года. Присваиваемая квалификация – инженер.

Вступительные испытания: Физика (ЦТ), Математика (ЦТ), Белорусский / русский язык (ЦТ).

-2-

1-48 01 06 «Промышленная водоподготовка и водоочистка».

ПРОМЫШЛЕННАЯ ВОДОПОДГОТОВКА И ВОДООЧИСТКА

Квалификация: Инженер

Срок обучения: 4 года

Вступительные испытания (ЦТ): химия, математика, белорусский (русский) язык

Качественная подготовка воды и водоочистка сегодня необходима практически везде – в промышленности, тепловой и ядерной энергетике, коммунальном хозяйстве. Она должна обеспечивать надежную и экономичную работу оборудования и уменьшение сброса экологически опасных веществ в биосферу.

В настоящее время технология подготовки воды является сложной многоплановой отраслью инженерной техники, которая включает в себя физические, химические и биологические процессы, в том числе в различных их комбинациях:

  • механическая очистка от нерастворенных загрязнений;
  • осветление;
  • умягчение;
  • обессоливание и обескремнивание;
  • удаление растворенных газов;
  • биологическая очистка воды от бактерий, вирусов и других микроорганизмов;
  • улучшение органолептических свойств воды.

Выпускники будут заниматься разработкой и освоением современных технологий водоподготовки, а также очистки сточных вод, вопросами выбора способа и обоснования технологических параметров обработки воды.

Сфера деятельности:

  • проектирование и эксплуатация систем водоподготовки;
  • очистка промышленных сточных вод с использованием современных физико-химических и биологических методов;
  • контроль и управление процессами очистки;
  • моделирование процессов очистки и очистного оборудования;
  • управление водными ресурсами на уровне предприятий;
  • организация водных режимов.

Выпускники данной специальности востребованы предприятиями химической, фармацевтической и пищевой отраслей промышленности, энергетики, организациями коммунального хозяйства – ОАО «ГродноАзот», ОАО «Беларуськалий», ОАО «Гомельский химический завод», ОАО «Белгорхимпром», ОАО «Нафтан», РУП «Белмедпрепараты», ГПО «Белэнерго», ТЭЦ, Водоканал и т.д.

Более подробная информация по ссылке www.belstu.by


Подробная информация по ссылке


Информация для выпускника


 

Ссылка на официальный сайт Могилёвского  института МВД



На сайте РИКЗ — куратора и организатора ЦТ в Беларуси — заработал новый сервис — раздел Дистанционное репетиционное тестирование (ДРТ). Именно здесь каждый абитуриент теперь имеет возможность бесплатно, дистанционно пройти тест по каждому из пятнадцати учебных предметов, по которым будет проводиться ЦТ. Ссылка на сайт:

http://result.rikc.by/ru/free/default.aspx


Профориентация


В помощь выпускнику (Открыть)


Профориентация школьников – медленный, постепенный процесс. Несмотря на желание быть независимым и взрослым, старшеклассник по-прежнему нуждается в поддержке и родителей, а также профессиональной поддержке со стороны педагогов и психологов. Для того, чтобы предварительно осуществить выбор будущей профессии, работы, карьеры, можно следовать шагам: изучение профессий, изучение восстребованности той или иной профессии в стране, составление списка привлекательных профессий, составление списка требований к профессии, оценка выбранных профессий в соответствие с требованиями, определение личных индивидуальных особенностей и способностей, выбор подходящей профессии и вуза, определение необходимой подготовки.

Выбор профессии (советы психолога)

           Современное производство остро нуждается в разносторонне подготовленных, высококвалифицированных рабочих. В республике функционируют крупные промышленные предприятия, активно развиваются строительство, торговля, сфера услуг. Поэтому и спрос на рабочие профессии большой. Наиболее востребованы сегодня слесари по ремонту автомобилей, электрогазосварщики, трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства, машинисты экскаватора, монтажники санитарно-технических систем и оборудования, станочники деревообрабатывающих станков, рабочие строительных специальностей, швеи.
         Выбирая    пути  дальнейшего  жизненного  устройства,  выпускнику необходимо  обладать   информацией  о  положительных  и  отрицательных  моментах  получения  образования  в   различных  учреждениях  образования. 
           Наибольшее  количество  бонусов  при  получении    образования  предоставляют   учреждения  профессионально-технического  образования.
          Социальные  бонусы  при  получении  рабочих  профессий:
•        Бесплатность  получения  образования
•        Предоставление  первого  рабочего  места
•        Возможность    продолжения  образования  в  сокращённые  сроки
•        Предоставление  мест  в  общежитии
•        Стипендии  в  размере  стипендий  учащихся  учреждений  среднего  специального  образования
•        100%  обеспечение  обучающихся  более  одного  года  бесплатным  одноразовым  горячим   питанием,  а  также  учащихся  из  малообеспеченных  семей,  иногородние  учащиеся  учреждений, расположенных  в  сельских  населённых  пунктах   и    рабочих  посёлках  —  бесплатным  трёхразовым  горячим  питанием
•        Оплачиваемое  производственное  обучение  в  организациях.