Программа допрофильной подготовки
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающего знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования.
Современные тенденции социально-экономического развития заставляют переосмыслить цели школьного образования, соответственно по-новому сформулировать и планируемые результаты образования.
Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.
Реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки учащихся – как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 7-ом классе учащийся должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы и принять ответственное решение.
Для эффективного личностного становления учащимся необходима психолого-педагогическая помощь. Предпрофильная подготовка и помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении дает возможность молодым людям преодолеть многие кризисы возрастного развития и эффективно формирует личность.
Для воспитания учащихся наиболее актуальными являются следующие направления психолого-педагогической работы:
• предоставление информации об особенностях выбора профиля обучения в старшей школе, а также обо всех возможных путях продолжения своего образования и обучения выбранной профессии после окончания школы;
• позитивное влияние на целостное становление личности учащихся, а именно на формирование таких качеств и умений, как способность к самопознанию и самоизменению, независимость, доверие к себе, умение делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленность, самокритичность, компетентность, коммуникабельность, самостоятельность, эмоциональная (поведенческая) гибкость, мобильность, сила воли;
• предоставление учащимся возможностей для глубокого самопознания своего темперамента, интересов, способностей, склонностей, типа мышления, потребностей, ценностных ориентаций и т.п.;
• развитие самосознания, повышение самооценки и уровня притязаний.
Следовательно, психолого-педагогическая работа, нацеленная на помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении, становится главным механизмом становления их личности в целом, а также помогает удовлетворить актуальные потребности, возникновение которых обусловлено возрастным развитием подростков.
Работа по предпрофильной подготовке осуществляется со всеми субъектами образовательного процесса – учащимися, педагогами и родителями по 3 основным формам:
— просвещение
— диагностика
— консультирование
Целью психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки является создание условий для оптимального развития и образования учащихся с учетом их здоровья, психофизиологических возможностей, интересов, склонностей и способностей, а также способствование самоопределению учащихся относительно профиля обучения и дальнейшей сферы профессиональной деятельности.
Задачи:
— выявление интересов, склонностей, способностей учащихся и формирование
практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной
деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
— оказание помощи в приобретении учащимися представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;
— развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов,
ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной
деятельности;
— формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Предпрофильное образование имеет две ступени:
1-я ступень –7- 8-е классы;
2-я ступень – 9-й класс.
I-ступень – предпрофильный этап «Познай себя»
Цель – создание условий, необходимых для формирования ключевых компетентностей, позволяющих совершить учащимся осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута.
Задачи:
— содействие самопознанию учащихся, учету индивидуальных и личностных особенностей, интересов и склонностей;
— актуализация процесса формирования представлений о мире профессий и характере труда.
II- ступень – предпрофильный этап «Твой выбор».
Цель: конструирование условий, способствующих формированию самоопределения.
Задачи:
— формирование знаний о психологических особенностях личности, мире профессий, содержании профессиональной деятельности в различных сферах;
— развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к планированию учебных и профессиональных качеств, важных для профессионального самоопределения;
— обучение основам выбора профессий
Результатом психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников являются сформированность профориентационно значимой компетентности и способности выступать в качестве субъекта профессионального выбора, выражающиеся в готовности старшеклассника:
· испытывать и удовлетворять потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования, в последующей самореализации в избранном образовательном профиле; в самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе, в продуктивном освоении образовательной среды;
· выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным пространством или конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения;
· ставить образовательную и профессиональную цель, использовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;
· приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб, проводить его рефлексивное осмысление;
· владеть комплексом способов деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющего общества и рынка труда;
· выявлять ограничители свободы выбора направления продолжения образования и определять пути их преодоления;
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального Я, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.