План действий по минимизации загрязнения воздуха (читать подробнее…)
Выявление причин загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне государственного учреждения образования «Гимназия № 1 г. Витебска имени Ж. И. Алфёрова» и разработка памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне государственного учреждения образования «Гимназия № 1 г. Витебска имени Ж. И. Алферова».
Этапы выполнения задания:
1. Создание инициативной группы учащихся.
2. Выявление причин загрязнения атмосферного воздуха.
3. Составление отчета.
Сроки выполнения: декабрь 2023 г.
Загрязнение воздуха – главная проблема современной экологии. Начальный этап ее решения предполагает систематический мониторинг атмосферы.
Концентрация загрязнителей в атмосферном воздухе непостоянна и зависит от многих причин. Поэтому требуются систематические наблюдения за его составом. Наиболее важен мониторинг вблизи автотрасс, промышленных предприятий, в центральных частях города, а также в местах, удаленных от человеческой деятельности.
Причины загрязнения атмосферного воздуха вблизи гимназии:
- Выхлопные газы транспорта.
- Хранение твердых бытовых отходов близлежащих территорий.
- Реставрация концертного зала «Витебск».
В микрорайоне нет крупных промышленных предприятий, которые могли бы способствовать загрязнению воздуха.
Экологическую ситуацию улучшает большое количество зеленых зон территории микрорайона. Здесь расположен парк Фрунзе, один из крупнейших парков города.
Результаты исследования были представлены в виде защиты проектов учащимися 10 «А» класса.
Свою работу представила Головко Агата.
Жуков Иван и Барановский Егор подробно изучили причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне. Сетковский Максим рассмотрел влияние реставрационных работ КЗ «Витебск» на состояние атмосферного воздуха.
Жданко Арина, Свиридова Алиса, Лазуркина Дарья, Бензик Марта разработали рекомендации по улучшению состояния атмосферного воздуха в микрорайоне гимназии.
Проект «Шумовая обстановка на пр. Строителей и ул. Максима Горького в г. Витебске»
Актуальность. С каждым годом уровень шума в городах возрастает. Шум, который возникает на проезжей части улицы, распространяется не только на территорию, находящуюся около дороги, но и вглубь жилой зоны. Шумовое загрязнение присутствует на всех функциональных зонах городского пространства. Поэтому мы решили исследовать уровень шума в разных зонах города на примере выбранных улиц.
Цель: выявление пространственных изменений шумовой обстановки на выбранных улицах г. Витебска.
Для достижения данной цели был решен ряд задач:
1 оценить суточную динамику уровня шума на выбранных улицах г. Витебска, выявить пространственные особенности распределения уровня шума в пределах функциональных зон исследуемых улиц;
3 выработать рекомендации по защите от шумового загрязнения.
По полученным данным с помощью геоинформационной системы Quantum GIS были построены карты функционального зонирования и тепловые карты шумового загрязнения улиц.
Результаты и их обсуждение. Улица Максима Горького находится в юго-западной части города. Начинается от Гороховой улицы и заканчивается на юго-западной окраине города, в районе речного порта. Длина улицы около 6 км. На улице большую площадь занимает промышленная зона: Витебский маслоэкстракционный завод, фармацевтическая компания «Рубикон», завод тракторных запасных частей, водозабор, ОАО «Витебские ковры», Витебская ТЭЦ, Витебский завод радиодеталей «Монолит», овощная база (рисунок 1).
Рисунок 1 — Функциональное зонирование ул. Максима Горького Примечание: собственная разработка
Проспект Строителей пересекает с запада на восток Южный жилой район и соединяет микрорайоны «Юг» с районом Билево. Протяжённость — 3500 м. В основном, на проспекте преобладает жилая зона. Широко представлена общественно-деловая зона: ТЦ «Ольга», «Трио», «Мега», «Корона», «Евроопт», «Континент», Дворец спорта, ТГК «Лучеса» и другое. Промышленная зона представлена незначительно: предприятие «Витязь» (рисунок 2).
Рисунок 2 — Функциональное зонирование пр. Строителей Примечание: собственная разработка
Суточный уровень шума вблизи дорожной полосы на улицах г. Витебска варьируется в пределах от 72,9±0,24 дБ до 79,4±0,18 дБ. Минимальный уровень шума составил 72,9±0,24 дБ на пр. Строителей в период времени 21:00-22:00. Максимальный уровень шума 79,3±0,18 дБ зафиксирован на ул. Максима Горького в период времени 17:00-18:00 (рисунок 3).
Рисунок 3 — Суточная динамика уровня шума от автотранспорта и рельсового транспорта на ул. Максима Горького и пр. Строителей
Примечание: собственная разработка
В г. Витебске самым шумным временем суток на двух улицах можно считать период времени 17:00-18:00 (77,6±0,31-79,3±0,18 дБ). Менее шумный периодом на обеих улицах является промежуток времени 7:00-8:00 (77,1±0,28-76,7±0,35 дБ). Самым тихим периодом можно считать промежуток времени 21:00-22:00 (72,9±0,24-73,6±0,21 дБ). В утреннее время самой шумной оказалась ул. Максима Горького – 77,1±0,28 дБ. В дневное время 12:00-13:00 самой шумной оказался пр. Строителей – 76,2±0,20 дБ. В вечерний час пик самой шумной оказалась ул. Максима Горького – 79,3±0,18 дБ. В период времени 21:00-22:00 самым шумным оказался пр. Строителей – 73,6±0,21 дБ.
Уровень шума в утренние и вечерние часы выше на ул. Максима Горького за счет большего количества грузовых автомобилей, т.к. это район промышленной зоны. Также транспорт развивает большую скорость за счет малого количества светофоров и остановок. На ул. Максима Горького проходит трамвайная линия, что значительно повышает уровень шума. Нерационально устроена улично-дорожная сеть. На пр. Строителей можно наблюдать почти равномерно высокий уровень шума, т.к. это центральная улица города. На пр. Строителей не пролегают трамвайные пути, здесь большее количество светофоров, что способствует снижению скорости автомобилей, но количество автотранспорта намного выше, чем на ул. Максима Горького.
Витебская ТЭЦ, расположенная на ул. Максима Горького, и ее энергетическое оборудование является источником значительного шума. Важным является тот факт, что энергетические установки Витебской ТЭЦ установлены вблизи жилых районов города. Были проведены измерения вокруг территории ТЭЦ.
Суточный уровень шума от Витебской ТЭЦ варьируется в пределах от 61,99 дБ±0,23 до 72,6±0,31 дБ, что превышает норму на 2,6 дБ (рисунок 4).
Рисунок 4 — Суточная динамика уровня шума вблизи Витебской ТЭЦ на ул. Максима Горького Примечание: собственная разработка
Минимальный уровень шума был зарегистрирован в период времени 21:00-22:00 и составил 61,99±0,23 дБ. Максимальный уровень шума был отмечен в период времени 17:00-18:00 и составил 72,6±0,31 дБ. Самым шумным временем работы Витебской ТЭЦ можно считать периоды времени 17:00-18:00 (72,6±0,31 дБ) и 7:00-8:00 (67,28±0,25 дБ).
Витебская ТЭЦ является источником значительного шума. Являясь дополнительным источником звука к шуму от дороги, она создает повышенный уровень шума на ул. Максима Горького.
Суточный уровень шума в жилой зоне ул. Максима Горького и пр. Строителей варьируется в пределах от 50,5±0,19 дБ до 63,8±0,22 дБ (рисунок 5).
Рисунок 5 — Суточная динамика уровня шума в жилой зоне на ул. Максима Горького и пр. Строителей Примечание: собственная разработка
Максимальный уровень шума в жилой зоне на ул. Максима Горького 63,8±0,22 дБ в период с 7:00-8:00. Минимальный уровень шума также на ул. Максима Горького 50,5±0,19 дБ, но в период времени 12:00-13:00. Самым шумным временем суток в жилой зоне оказались периоды времени 7:00-8:00 на ул. Максима Горького 63,8±0,22 дБ и в период времени 17:00-18:00 на пр. Строителей 61,4±0,27 дБ. Достаточно шумным временем суток в жилой зоне оказался промежуток времени 12:00-13:00 на пр. Строителей — 58,5±0,28 дБ. В утренние часы 7:00-8:00 самыми шумными была жилая зона на ул. Максима Горького – 63,8±0,22 дБ. В период времени 12:00-13:00 самыми шумными оказались жилые дворы пр. Строителей – 58,5±0,28 дБ. В вечерний час пик самыми шумными была жилая зона пр. Строителей 61,4±0,27 дБ. В период времени 21:00-22:00 самыми шумными оказались дворы ул. Максима Горького – 52,4±0,21 дБ.
Предельно допустимый уровень шума в жилой зоне держится в пределах нормы — до 70 дБ.
Таким образом, на улице Максима Горького наиболее шумные районы – это промзона, а именно завод тракторных запасных частей, Витебская ТЭЦ и ОАО «Витебские ковры», где также находится пересечение с другой крупной улицей. На проспекте Строителей наиболее шумные зоны – это вблизи промзоны и торгового центра «Трио», что получило отражение на тепловых картах улиц (рисунок 6, рисунок 7).
Рисунок 6 — Тепловая карта шумового загрязнения ул. Максима Горького
Примечание: собственная разработка
Рисунок 7 — Теплова карта шумового загрязнения пр. Строителей
Примечание: собственная разработка
Недостатки в функциональном зонировании исследуемых улиц, которые способствуют шумовому загрязнению:
- соседство жилой зоны с промышленной (ул. Максима Горького),
- малое количество зеленых зон (ул. Максима Горького, пр. Строителей),
- высокая плотность автомобильного потока рядом с жилой зоной (пр. Строителей),
- наличие железных дорог в непосредственной близости к жилой зоне (ул. Максима Горького),
- высокая концентрация объектов общественно-деловой зоны (пр. Строителей).
Меры по снижению шумового воздействия на улицах города:
- Улучшать качество обслуживания дорог.
- Правильно планировать застройку города. Использовать защиту расстоянием, которое обеспечивает затухание звука.
- Обеспечивать на магистралях оптимальные скорости движения.
- Исключить движение грузового транспорта рядом с жилой зоной. Вывоз транзитного транспорта на объездные дороги, ограничить ночное движение.
- Максимально развивать общественный транспорт в городе, увеличить количество велосипедных дорожек.
- Устанавливать шумозащитные сооружения в жилой зоне, например, акустические защитные окна. Строить шумозащитные дома, располагая их таким образом, чтобы создавалась акустическая тень.
- Использовать современные автомобили с шумоподавлением. Установка глушителей шума на впуске и выпуске двигателя, улучшение качества трансмиссии, предотвращение износа шин. Переходить на электромобили и развивать соответствующую инфраструктуру. Ограничения скорости автомобилей на участках, прилегающих к жилой зоне.
- Высаживать зеленые насаждения. Лиственные породы, такие как клен, тополь и липа, являются эффективной защитой от шума. Создание в городах пояса из этих деревьев выгодно потому, что они не только задерживают пыль и вредные химические вещества, но и являются препятствием против распространения шума, который в результате этого снижается на 7-9 дБ в летние месяцы и на 3-4 дБ зимой. Придорожные территории со стороны жилой застройки должны включать в себя полосы зеленых насаждений.
Отчет о реализации раздела 5 «Качество атмосферного воздуха» за период 2018-2019 годы
5.1. Изучение степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования
Цель:
- изучить разнообразие лишайников в районе гимназии, в районе улицы Доватора и в парке имени Фрунзе;
- познакомить учащихся с методикой мониторинга атмосферного воздуха методом лихеноиндикации;
- определить степень загрязненности воздуха методом лихеноиндикации в районе гимназии, на улице Доватора и в парке имени Фрунзе.
Выполнение задания 5.1. проводилось согласно календарно-тематическому планированию на экскурсии «Многообразие лишайников» по учебному предмету «Биология» в 7 «А», «Б», «В», «Г» классах (106 учащихся); результаты экскурсии оформлены в рабочих тетрадях учащихся и оценены с выставлением отметки в классном и электронном журналах за 26.11.2020.
Ответственные: учителя биологии Светик Л.Е., Осипова В.В.
Методы биоиндикации являются важным направлением в проведении мониторинга. В последнее время они получили широкое признание и распространенность. Какими бы современными ни были средства измерений для определения загрязняющих веществ в окружающей среде, они не могут сравниться со сложно устроенным «живым прибором», реагирующим на те или иные изменения, отражающим воздействие всего комплекса факторов.
В качестве биоиндикаторов используются лишайники и сосна обыкновенная, т.к. они наиболее чувствительны к загрязнению атмосферного воздуха. Самыми чувствительными индикаторами общего загрязнения воздуха являются лишайники.
Лихеноиндикация – это определение качества атмосферного воздуха с помощью лишайников. К лишайникам относятся живые организмы, тело которых образовано грибом и водорослью, находящихся в симбиозе. Лишайники получают питание из почвы, воздуха, атмосферных осадков, влаги росы и туманов, частиц пыли, оседающей на слоевищах, поэтому они крайне чувствительны к любым изменениям среды обитания. Растут лишайники очень медленно, их прирост составляет от 1 до 8 мм в год. Средний возраст лишайников от 30 до 80 лет, отдельные лишайники доживают до нескольких сотен лет.
По строению слоевища лишайники делятся на 3 группы:
— накипные (коркоподобные), похожи на плоские корки, плотно срастающиеся с корой, камнями, почвой; они трудно отделяются, на ощупь бархатистые, влажноватые;
— листоватые (листовидные) имеют форму мелких пластинок, чешуек, прикрепляются к поверхности тонкими нитями гриба и довольно легко отделяются от неё:
— кустистые, которые либо растут вверх как маленькие кустики, либо свисают с дерева вниз, подобно бороде.
По видовому разнообразию и встречаемости можно судить о степени загрязнения воздуха. Наиболее резко лишайники реагируют на серы диоксид.
В лихеноиндикационных исследованиях в качестве объектов используются различные деревья. Для оценки загрязнения атмосферного воздуха города, районного центра, поселка и других населенных пунктов выбирается вид дерева, который наиболее распространен на исследуемой территории. Во время исследования следует избегать загущенных лесопосадок, очень тенистых парков, где лишайникам недостаточно света.
В целом методы оценки загрязненности атмосферного воздуха по встречаемости лишайников основаны на следующих закономерностях:
— чем сильнее загрязнен воздух, тем меньше встречается видов лишайников и тем ниже их жизнеспособность;
— степень покрытия стволов деревьев лишайниками уменьшается по мере увеличения концентрации загрязняющих веществ в воздухе;
— при повышении уровня загрязнения атмосферного воздуха исчезают первыми кустистые лишайники, за ними – листовые, последними – накипные.
На основании этих закономерностей можно оценить чистоту воздуха в конкретном месте.
Оборудование: лупа, рамка размером 10х10 см для определения степени покрытия лишайниками стволов деревьев, выполненная на прозрачной пленке.
Выполнение наблюдений:
- Выбраны 3 районы наблюдений: пришкольная территория, район улицы Доватора, парк имени Фрунзе;
- В каждом классе созданы три рабочие группы, каждая группа проводила исследование в одном из трех районов;
- Выбранные районы разбили на квадраты размером 10х10 м;
- В каждом квадрате выбрали 10 отдельно стоящих старых, но здоровых, растущих вертикально деревьев на пришкольной территории (деревья № 1-3), в районе улицы Доватора (деревья № 5-7), в парке имени Фрунзе (деревья №8-10);
- На каждом дереве подсчитали количество видов лишайников;
- Все обнаруженные виды разделили на 3 группы: кустистые, листоватые, накипные;
- Провели оценку степени покрытия лишайниками древесного ствола. Для этого на высоте 30-150 см на наиболее покрытую лишайниками часть коры наложили рамку. Подсчитали, какой процент общей площади занимают лишайники;
- Полученные результаты занесли в общую таблицу:
Признаки | Деревья | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Общее количество видов лишайников, втом числе: | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Кустистых | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Листоватых (пармелия, ксантория) | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Накипных | — | — | — | — | — | — | — | 1 | — | — |
Степень покрытия древесного ствола лишайниками, % | 45 | 55 | 40 | 55 | 60 | 50 | 50 | 40 | 45 | 55 |
- Определили степень загрязнения воздуха с помощью таблицы.
Таблица для определения степени загрязнения атмосферного воздуха методом лихеноиндикации
0. Учащиеся в рабочих тетрадях при оформлении отчета об экскурсии ответили на вопросы: Что такое биоиндикация? Что такое экотоксиканты? Все ли растения и животные одинаково чувствительны к экотоксикантам? Назовите организмы-биоиндикаторы?
11. По результатам исследований учащиеся сделали выводы о качестве атмосферного воздуха в районе гимназии:
- в районе гимназии обнаружены два вида листоватых лишайников (пармелия и ксантория золотистая) и один вид накипных лишайников на очень старом дереве в парке;
- загрязнений воздуха в районе школы методом лихеноиндикации не выявлены, что можно объяснить удаленностью учреждения образования от промышленных предприятий и автотрасс, расположением гимназии в парковой зоне (парк имени Фрунзе).
5.1. Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной
Выполнение задания 5.1. по изучению степени загрязнения атмосферного воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной проводилось на факультативном занятии «Зеленые школы», 12.04.2021 года учащимися 7-8-х классов.
Ответственный: учитель биологии Светик Л.Е., доцент кафедры ботаники ВГУ им. П.М. Машерова Антонова Е.В.
Список участников:
учащиеся 8 «Б» — Бельченко Егор, Бухавцов Роман, Белякова Екатерина, Зацаренко Алексей, Каратаева Ангелина, Прокуденко Екатерина, Протасова Каролина, Герасимова Александра, Малащенко Ольга, Савченко Андрей, Щуко Анна, Шашкова Анна, Семейникова Анастасия, Роля Алина, Скугаревский Ярослав; учащиеся 9 «Б» класс – Волков Дмитрий, Правитель Елизавета, Синякова Полина, Кузьменкова Елизавета, Гриц Ангелина.
учащиеся 7-х классов – Ткачева Полина, Капустина Екатерина, Лаптинская Алина, Цикунова Мария, Шпакова Владислава, Сушинская Полина, Шапко Алиса, Бензик Марта, Макарова Виктория, Лукашенко Александра, Краснова Кира, Лобацевич Антон, Котляров Иван, Лыскова Злата, Абрамова Арина, Цалко Полина, Максимова Дарья.
На загрязнение атмосферного воздуха более остро реагируют хвойные породы, по сравнению с лиственными. Повышенная чувствительность хвойных пород связана с длительным сроком жизни хвои, поглощением ею газов, а также снижением массы хвои. Хвойные деревья удобны тем, что могут служить биоиндикаторами круглый год.
По внешним морфологическим показателям хвои сосны (оценивается длина хвои, площадь повреждений (некрозов), усыхание хвоинок) можно оценить степень загрязнения атмосферного воздуха.
В незагрязненных экосистемах основная масса хвои сосны здорова, не имеет повреждений и лишь малая часть хвоинок имеет светло-зеленые пятна и некротические точки микроскопических размеров, равномерно рассеянные по всей поверхности. В загрязненном атмосферном воздухе появляются повреждения и снижается продолжительность жизни хвои сосны.
Проведение исследования:
- Для проведения работы выбрали участки с сосновыми насаждениями, располагающиеся как в условиях антропогенного воздействия (гимназический дендрарий недалеко от автодороги по улице Доватора), так и на более удаленном расстоянии от источников выбросов загрязняющих веществ (Ботанический сад).
- С ветвей сосны отобрали побеги одинаковой величины, собрали хвою (по 200-300 хвоинок) в маркированные пакеты и уже в классе визуально при помощи лупы проанализировали ее состояние.
- Вычислили процент пораженной хвои. Для этого всю хвою разделили на три части (неповрежденная хвоя, хвоя с пятнами и хвоя с признаками усыхания) и подсчитали количество хвоинок в каждой группе. Повреждения и усыхания хвои оценили в баллах. Некрозы и хлорозы оценили по шкале, приведенной для сосны на рисунке. Эти данные занесли в таблицу.
Шкала бонитетных повреждений хвои:
Класс повреждения хвои (некрозы): 1 – без пятен; 2 – с небольшим числом мелких пятнышек; 3 – с небольшим числом желтых и черных пятен, некоторые на всю ширину хвоинки.
Классы усыхания хвои (хлорозы): 1 – нет сухих участков; 2 – кончик на 2-5 мм усох; 3 – усохла треть хвоинки; 4 – вся хвоинка желтая или более половины сухая.
- Выявили характер повреждений: желтые пятна, некротические точки, хлорозы, некрозы кончиков хвоинок и по всей поверхности. Цвет повреждений может быть различным: красновато-бурым, желто-коричневым, буровато-сизым и др.;
- Длину хвои, а также ее ширину (в середине хвоинки) измерили на побеге прошлого года при помощи микрометра и линейки;
- Продолжительность жизни хвои устанавили путем пересмотра побегов с хвоей по мутовкам. Мутовка – расположение ветвей (кольцом) по окружности дерева. Обследуют верхушечную часть ствола за последние годы – каждая мутовка, считая сверху, это год жизни. Определили продолжительности жизни хвои сосны по схеме:
Результаты исследований занесли в таблицу
- Сделали вывод: основная часть хвои сосны обыкновенной здорова (75-78%), что свидетельствует об относительной чистоте воздуха в исследуемых районах (гимназический дендрарий и Ботанический сад)
5.2. Определение степени загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования
Дата планируемого исследования декабрь 2021 года, участники – учащиеся 8-х классов
5.3. Оценка уровеня загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне учреждения образования
Дата планируемого исследования май-сентябрь 2021 года, участники – учащиеся 9-х классов
5.4. Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне гимназии
Задание 5.4 выполняли учащиеся 11 «А», «Б», «В», «Г» классов (96 учащихся) на уроке биологии по теме «Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу» 16.04.2021 года. Ответственные учителя биологии Светик Л.Е., Севостьянова Е.А.
- Учащиеся определили основные виды источников загрязнения воздуха:
- Естественные (пыль как результат выветривания, пожары, сжигание листвы)
- Сжигание органического топлива (ТЭЦ)
- Выбросы промышленных предприятий
- Выбросы сельско-хозяйственного производства
- Переработка промышленных и бытовых отходов
- Выбросы автотранспорта
- Учащиеся создали карту микрорайона гимназии, на которую нанесли основные источники загрязнения атмосферного воздуха
- Учащиеся обсудили экологические проблемы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха методом построения «Дерева проблем».
- В качестве домашнего задания учащиеся составили памятки, рекомендации по минимизации загрязнения атмосферы в городе Витебске.
5.5 План действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования
№ | Дата | Мероприятия | Ответственный |
1 | Вторая декада сентября | Проведение классных и информационных часов по теме«22 сентября – Международный день без автомобиля» | Зам. директора Кузнецова В.Н.,классные руководители |
2 | 22.09. 2020 | Проведение акции «Велосипед — альтернатива автомобилю» | Педагог-организаторКудянова В.С. |
3 | Ноябрь 2020 | Проведение мониторинга «Изучение степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования» | Учитель биологии Светик Л.Е.,учитель биологии Осипова В.В. |
4 | 17.04.2021 | Экологическая акция«Посади дерево – сделай воздух чище» | Актив ПО БРСМ,педагог-организаторКудянова В.С. |
5 | Декабрь 2021 | Проведение мониторинга «Определение степени загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования» | Учитель биологии Светик Л.Е.,учитель химии Широкая Т.Б. |
6 | Май-сентябрь 2021 | Проведение мониторинга «Оценка уровня загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне учреждения образования | Учитель биологии Светик Л.Е.,учитель химии Т.Б. |
7 | Апрель 2021 | Волонтерская группа «Опасность: весенние палы сухой растительности» | Учитель биологииСевостьянова Е.А. |
8 | Март 2021 | Проведение дебатов«АЭС как альтернативный источник энергии: за и против» | Учитель географииМельникова А.Н. |
5.6 Выполнить план действий на год по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования
Отчет о реализованных действиях по минимизации загрязнения атмосферного воздуха
Учитель географии Мельникова А.Н. провела дебаты «БелАЭС: за и против». Спикерами являлись учащийся 11 «А» класса Половинский Артём и учащийся 10 «В» класса Нефёдов Илья. В ходе дебатов были затронуты вопросы эффективности атомной энергетики, её влияния на экологию и экономику.
22 сентября в рамках Европейской недели мобильности в гимназии прошла акция «День без автомобиля», а также информационные пятиминутки в рамках программы «Равный обучает равного» «Альтернативные виды транспорта в 21 веке. Выбор молодежи».